Ошибка исключительной блокировки возникает при попытке выгрузить информационную базу или обновить 1С. При этом эта проблема часто не даёт выполнять любые действия в программе. Она возникает по разным причинам. Но все они связаны с процессами, которые в момент действия производят какие-либо изменения в системе, мешая выгрузке информационной базы. В статье расскажем, почему возникает в 1C 8.3 ошибка исключительной блокировки информационной базы при выгрузке, какие у этого причины и как решить проблему.
Причины блокировки 1C
Конфигуратор блокирует информационную базу при выгрузке, из-за того, что у пользователя в этот момент исключительного доступа к системе 1С. Проблема связана с другими процессами, происходящими в базе и влияющими на её состояние. Но причин может быть несколько:
- Кто-то из пользователей находится в системе. Тогда 1С считает, что он может выполнять действия, изменяющие базу, поэтому не даёт выгрузить её. Иногда информация о пользователях, чьи сеансы вызывают исключительную блокировку, прописывается в тексте ошибки. Если её нет, зайдите в раздел «Администрирование», потом «Активные пользователи» и отключите их от системы;
- Пользователь запустил 1С, но ещё не вошёл в него. В таком случае перед ним открыто окно с логином и паролем, и доступа к базе он не имеет. Но система всё равно считает, что он может помешать выгрузке, блокируя его. При этом через меню «Активные пользователи» нельзя узнать, кто пытается подключиться к базе. Проблема часто возникает в файловых базах информации. Для завершения сеансов этих пользователей используют диспетчер задач;
- Сеансы зависли. Если все пользователи отключились от системы, но ошибка осталось, значит, один из их сеансов завершился некорректно. В таком случае 1С будет считать его незавершённым и блокировать выгрузку базы данных;
- Зависшие фоновые задания. Если вы запустили какой-либо процесс, но быстро отменили его, он мог отключиться некорректно. Также ошибка могла произойти во время выполнения задания. Отследить эту проблему сложно, но она тоже мешает выгрузке базе данных 1С.
Определив причину ошибки, вам будет легче её решить, потому что вы будете знать, какой способ применить.
Интересно: 2147221005(0x800401F3) Недопустимая строка с указанием класса – как исправить в 1С.
Решение проблемы с исключительной блокировкой информационной базы при выгрузке
Нет решения, который поможет во всех случаях. Нужно определить причину проблемы и исправлять её. Но, если вы не можете найти её, пробуйте все методы по очереди. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Как завершить сеансы всех активных пользователей через конфигуратор 1С
Если вы обнаружили активных пользователей при выгрузке базы данных, просто попросите их временно отключиться. Если это невозможно, понадобится завершить их сеансы через меню администратора:
- Откройте программу «Администрирование серверов 1С». Если у вас нет такого ПО, обратитесь к системному администратору, чтобы он дал вам доступ к нему.
- Разверните список «Кластеры», потом «Локальные кластеры». Вы увидите список информационных баз, доступных в вашей системе.
- Откройте список с названием информационной базы, которую вы пытаетесь выгрузить. Выберите пункт «Сеансы». Вы увидите всех пользователей, которые сейчас работают с 1С. Здесь есть информация о том, когда начался сеанс, с какого компьютера он происходит и какой клиент используется. Двигайте нижнюю полосу прокрутки, чтобы просмотреть другую информацию. Например, можно узнать с какими данными работают пользователи, сколько памяти из базы задействуют, сколько новой информации записывают и т.д.
- Зажав клавишу «Shift», выделите всех активных пользователей, потом нажмите правой кнопкой мыши и выберите «Удалить».
Все сеансы будут мгновенно завершены. Активные пользователи получат уведомление о том, что их отключил администратора, а программа 1С автоматически закроется. Теперь никакие процессы не мешают выгрузке информационной базе, попробуйте совершить её снова.
Как загрузить зависший сеанс в 1С
Зависший сеанс можно обнаружить на компьютере пользователя, у которого он случился. Если ПК выключить, то он тоже автоматически завершится. Чтобы проверить, есть ли на компьютере зависшие сеансы, откройте диспетчер задач, нажав на панель задач правой кнопкой и выбрав его, или через инструменты «Cntrl+Alt+Delete». В нём найдите процессы 1С и завершите их, нажав на соответствующую кнопку. Иногда зависшие сеансы отображаются в списке активных пользователей, поэтому вы сможете завершить их удалённо.
Если у вас нет времени искать, на каком компьютере завис сеанс, то поможет перезагрузка серверов 1С, на которых находится информационная база. Для этого:
- Откройте панель администрирования 1С, разверните список «Рабочие серверы», выберите свой, потом откройте «Рабочие процессы». Справа вы увидите все сервера, на которых могут быть зависшие сеансы.
- Выделите каждый из них, зажав клавишу «Shift», нажмите правой кнопкой и выберите «Свойства». Измените параметр «Использование» на «Не использовать», подтвердите действие.
- Теперь проделайте все действия наоборот, включив все рабочие процессы. Дождитесь, пока в разделе «Память» появятся параметры.
После перезагрузки все активные и зависшие сеансы будут сброшены. А значит, ничего не помешает выгрузке базы информации.
Как завершить фоновые задания в 1С
Некоторые фоновые задания тоже зависают и не могут завершиться. При этом они мешают выгрузке базы данных. Найти их можно в меню «Соединения», там же они отключаются. Проблема в том, что после этого они могут восстановиться и снова помешать вашим действиям. Иногда помогает удалить задание несколько раз подряд: в какой момент оно перестаёт появляться.
По теме: Ошибка клиента, код состояния 404 СЭДО ФСС 1С — как исправить?
Если многократное удаление не помогает, откройте свойства информационной базы и включите параметр «Блокировка регламентных заданий». Потом попробуйте убрать его ещё раз, проблема должна исчезнуть. Если эти методы не помогают удалить задание, перезагрузите сервера или обратитесь в службу поддержку 1С.